понедельник, 28 декабря 2009 г.

"Русский" джаз (?!)

Итак, пора подвести некоторые итоги в нескончаемой "истории болезни" советско-российского джаза. Что же мы имеем на сегодняшний день? По горячим следам, скажу: - Виденная мною последняя передача "Джазофрении" (в названии заложено глумление!) свидетельствует, что она окончательно переключилась на пропаганду "собачатины" (долго¬срочная программа идеологического отдела ЦК КПСС и КГБ по дискре¬дитации джаза). Передача целиком посвящалась беседе с идей¬ным вдохновителем и организатором одиозного ансамб-ля "Три дырки от бубликов". Товарищ вещал: ему не нравится современный российский джаз, что не удиви-тельно. Чтобы показать как надо, он демонстрирует свою "фри-бодягу." Транслировалась нетлен¬ная за-пись семилетней давности. "Вдохновитель" очень нахваливал своего партнера, трубача, который, якобы, играть умеет все: в том числе и би-боп (как же ты можешь об этом судить, если сам не умеешь?). Да, очень печально, что подававший надежды трубач, продал душу "дьяволу собачатины"! А насчет би-бопа, утвер-ждение спорное... Слышал, как оный музыкант играл с биг-бэндом соло в пьесе Чарли Паркера "Донна Ли". Весьма сомнительно играл, надо заметить, - много "левых" нот. Хватит говорить о "Трех дырках", перей-дем к настоящей "черной дырище", которая, как известно из астрономии, поглощает свет и энергию окру-жающего мира. Недавно вся Москва была заклеена афишами, извещавшими, что два дня подряд выступает легендар-ная группа, покорившая в начале 90-х падкую на всякую анти-джазовую мерзость Европу. Здесь идейный вдохновитель-пианист с юго-запада (ныне вне России). Теперь работает "про¬фессором авангарда" в одной из скандинавских стран, где, как известно, с ума сходят от "собачатины". Остальные соучастники "крими-нального" трио - играющий на всевозможных "рогах и копытах" (помните Ильфа и Петрова?) духовик и, де-рущий глотку в псевдорусском духе, вокалист. "Музыка", как выше упомянутых "дырок", так и этой "дыры" основывается на дуольных ритмических построениях. Я назвал это "кавалерийскими" ритмами»: ум-па, цум-па и т.д. А свинговой триольности они боятся, как нечистая сила крестного знамения. То ли следуя мудрым указаниям некогда могущественной Партии, то ли по собственному почину, они все-таки как бы создали "русский джаз". Но джаз ли это? Вот в чем вопрос! А почему я вначале эту бригаду назвал "черной дырой"? Да потому, что они "всасывают" в себя всю окружающую музыку и, перемешав и переварив ее, выдают некий продукт, который, например, может представлять собой смесь бурятского (или какого другого) фольклора с Гленом Миллером (?!).Ну, хватит с нас "дыр", тем более что "заплаты" я на них ставить не собираюсь. Чем еще богата россий-ская, "джазовая" земля? А тем, что теперь занялись еще и осквернением "храмов"... "Как это"? - спросит в недоумении "набожный" читатель.А вот как: выступают теперь джазмены в таких местах, куда раньше им вход был заказан. Конечно, пока еще до настоящих церквей дело не дошло, но чем "джазовый черт" не шутит. Имеются в виду ранее непри-ступные храмы искусства.Первым сдался музей Глинки, потом - зал Чайковского, а теперь и Консерваторию разложили на обе ло-патки. Последний, кто упорствует, Гнесинский институт, который, как сейчас модно, "прикинулся" Академи-ей, но лучше от этого не стал. Думаю, что и ему не долго осталось...Вот и раскачивают теперь шикарнейшую люстру Большого зала Консер¬ватории, находящегося в ава-рийном состоянии, мощнейшие валы звуков нагрянувшего из кубанских степей биг-бэнда. Ревут белугами "луч¬шие молодые саксофонисты России", которым самое место в подземных переходах, но уж никак не на этой сцене! Пел, хотя, пожалуй, этот термин здесь и неуместен, наш родной доморощенный "Рэй Чарльз". Притом "пел" то, что ежевечерне исполняет в кабаках - подготовить какую-то специ¬альную программу не удосужился, а аккомпанировавший ему "лучший клавишник России" не посоветовал это сделать. Кстати, о программах! Вспоминается неприличный армейский анекдот.- Товарищ старшина, когда будем менять портянки? - спрашивает рядовой тонким голосом.- Надоел! Пошел на х...! - отвечает грозный старшина.- Все только обещаете... - разочарованно продолжает "голубой" солда¬тик.Так и у наших, хоть и с традиционной ориентацией, "звезд" - репертуарные "портянки" не меняются де-сятилетиями. "Великий" гитарист (Народный Артист) играет сегодня, как и тридцать лет назад замыленный стандарт "Эти простые вещи". А профессор джаза (то же Наро¬дный) всю жизнь "путешествует в блюз" - наверное, отправился без компаса, потому и заблудился.Смотрел я как-то по телевизору запись концерта из Большого Зала Консерватории, где раскачивается аварийная люстра. В концерте участвовали, помимо прочих, наш "артблейковец" (раньше бы его сюда на пушечный выстрел не подпустили), наш "датский" гитарист и наш, по-настоящему единственный, аккордео-нист. Играли они "Не шепчи" Бэни Голсона. Зная с каким пиететом, эти исполнители всегда отно¬сились к "содранной" музыке (все должно быть точно, как у "них"), очень удивился, когда не услышал в сыгранной пьесе "фирменного" тутти. Спустя время, при встрече, спросил у аккордеониста: - Почему не сыграли?- А потому что играли без репетиций, - обескуражил он ответом и продолжил, - Встречает меня в полу-мраке кулис Коля (гитарист) и предлагает "на шару" сыграть тему Бэни Голсона... Да ребята, - скажу я вам, - пусти козла в огород!И в заключение нашего критического брюзжания скажем о чем-то более веселом. Если только можно считать веселым, то, что многие джазмены, ранее считавшиеся бедными, обзавелись "тачками". Притом, не какими-нибудь "Запорожцами" или "Москвичами", а "фирменными" - респектабельными иномарками. Два барабанщика, например, ездят на "Мерсах", от них и басисты, с пианистами не отстают - догоняют их на "Фордах" и "Тойотах"! Это все представители нового поколения, хотя и старый и седой "граф" Альт-Герман не уступает моло-дежи "проезжую часть" на своем джипе "Чероки". Еще приятно, что вышеуказанные музыканты сплотились в некие "группы захвата". Захватывают (без кавычек) все "халтуры" в ресто¬ранах, барах и клубах одни и те же лица. У них мо-бильные телефоны, которые стрекочут не умолкая, и они, к тому же, овладели сложным искусством леви-тации, способностью мгновенно перемеща¬ться в любую точку Москвы, где запахло "баксами". Можно зайти в один и тот же вечер, например, в "Форте" и "Ле-клуб" и с удивлением отме¬тить, что играют в обоих местах в одно и тоже время одни и те же люди - мистика какая-то! Так что, и не так уж плохо живется нынче джазменам на Руси!21.04.2000
© Copyright: Георг Альба, Список

Комментариев нет:

Отправить комментарий